Веселые эстафеты
Как часто вы проводите эстафеты? У всех по-разному, но большинство педагогов проводит спортивные праздники в виде эстафет. Используется при этом максимально возможный инвентарь. В ход идет всё, что только есть в учебном заведении, а иногда приносится из дома (санки, ролики, самокаты и т.п.). Оно и понятно, праздник! Всем хочется максимального веселья и удовольствия. А еще разнообразия! А что если во время урока проводить эстафеты? Мне возразят: «мы и так проводим – учим эстафетному бегу!». Да, это так. Возможно, я не права… но я провожу эстафеты часто и делаю это во время урока.
Вот уже 15 лет я работаю учителем физической культуры только с начальными классами (1-4 класс). Из общего педагогического стажа я вычла 7 лет, когда работала с другими возрастами. Итак, для начала я объясняю детям что такое эстафета, историю возникновения эстафеты и дальнейшей её трансформации в спорт. Затем мы учимся передавать эстафетную палочку. Учимся правильному бегу с использованием коридора, и прочему. Все эти компетенции мы стараемся освоить с самого начала учебного года и, в дальнейшем, совершенствуем их.
Теперь поговорим о самих эстафетах. Эстафета может быть командной как в «Веселых стартах», и доходить количеством участников до 15 человек, а может состоять всего из 2 человек. Участники эстафеты могут располагаться на равных расстояниях друг от друга по кругу, а могут стартовать с линии старта, при этом все участники находятся в одном месте и линия старта так же является линией финиша.
Теперь поговорим о способах перемещения. Вот это как раз то, что отличает проводимые мною эстафеты от традиционных – беговых.
Вы изучали прыжки в длину с места? Проводим эстафету прыжковую. Работали над ведением и передачей баскетбольного мяча – провели эстафеты с ведением и передачей мяча.
Теперь поговорим о психологическом аспекте. Всегда в классе есть дети по тем или иным причинам не желающие выполнять упражнения. Но когда ребенок не один на один с заданием, а за ним стоит еще несколько ребят, которые помогут – упражнение не кажется таким страшным и трудновыполнимом, оценку за это не дают (именно, не оценивается каждый участник, а команда, закончившая раньше, получает балл. В конце игры подводится итог, но это не оценка в журнал) в связи с чем снимается еще один страх.
Что вы, как педагоги по физической культуре, ставите на первое место на своих уроках в начальных классах? Я – дружбу, умение взаимодействовать, психологический комфорт. На втором месте оздоровление и физическое развитие. Почему? Думаю понятно. Движение, игра – это для младшеклассников так же естественно, как дышать. Но вместе с тем не следует забывать про жестокость детей. Стоит одному «клюнуть» товарища, как его моментально поддержит весь класс. Поэтому все занятия в 1-4 классах направлены на создание «чувства локтя» в детском коллективе. И здесь очень выручают игры-эстафеты.
На разных занятиях мы используем разные способы деления на команды. Иногда по указанию педагога, иногда по расчету, но самый любимый у детей способ – это выбор капитанов и по назначению капитана. Его я преимущественно и использую, т.к. капитаном может быть каждый. Мы решаем - кто сегодня будет капитаном и почему (лучше всех работал на уроке, дал больше всего правильных ответов и т.п.) – это стимулирует детей к работе на уроке с максимальной отдачей.
Итак, вместе с подвижными играми на уроке, я считаю, нужно предлагать детям игры-эстафеты. Они оказывают большое воспитательное значение, вместе с тем развивая физические качества у детей. Игры-эстафеты несут в себе много положительных эмоций, побуждая обучающихся к занятиям физической культурой. |