Суббота, 20.04.2024, 13:41
Физкульт - ура!
 
Меню сайта

Категории каталога
Плоскостопие [2]
ЛФК [2]
Остеохондроз [2]
Нарушения осанки [19]
Варикозное расширение вен [5]
Мир дыхания [4]

Начало » Статьи » Лечебная физкультура и массаж » Нарушения осанки

Профилактика нарушений осанки у детей.

Профилактика нарушений осанки у детей.

Береги платье с нову, а … здоровье с молоду.»

Как часто мы задаемся вопросом: от чего у меня плохое самочувствие? Думаю, что часто. Но интересен Ваш ответ на этот вопрос. А не задумывались ли Вы, что причиной тому может служить нарушение осанки? Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка – это или проявление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз). Даже такая серьезная болезнь, как сколиоз, до поры до времени протекает без боли.

Типично «детские» болезни позвоночника – юношеский кифоз и сколиоз – считаются системными (то есть общими) заболеваниями, которые часто сопровождаются нарушениями обмена веществ. Это действительно так, но в очень многих случаях эти болезни можно если не предупредить, то хотя бы не дать им прогрессировать.

С первого же дня в школе позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки – все это ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. При сколиозе грудной отдел позвоночника значительно чаще бывает изогнут выпуклостью вправо, а позвонки при взгляде сверху – закручены против часовой стрелки. Такой тип нарушения осанки иногда называют «школьным сколиозом» - именно так изгибается и поворачивается позвоночник в обычной «удобной», но неправильной позе при письме правой рукой.

Можно сказать, что без специальных мер профилактики плохая осанка гарантирована практически каждому школьнику. «Специальные меры» - звучит слишком грозно. На самом деле, это лишь соблюдение элементарных правил, что не так уж трудно.

Один из старинных синонимов названия юношеского кифоза – «кифоз подмастерьев». Подмастерьям портных и сапожников приходилось сутулиться за работой, в отличие от подпасков, принцев и нищих, которые чаще вырастали прямыми и стройными. А горбиться ребенок круглые сутки за верстаком у злого хозяина или за компьютером у добрых родителей – позвоночнику все равно.

Начать нужно с посадки первоклассника. Как первоклассник сидит, когда делает уроки? Чаще всего в полумраке, за обеденным или письменным столом, рассчитанным на взрослого, и на «взрослом» стуле. Столешница при этом находится на уровне подбородка, плечи – выше ушей, спина, чтобы опереться на спинку стула, выгибается так, что смотреть на нее больно, и в поясничном отделе формируется кифоз вместо лордоза. Или ребенок сидит боком на краешке стула, формируя себе классическую сколиотическую осанку. Или держит книгу на коленях, формируя себе… И так далее. То же самое происходит и в школе – старинных удобных парт теперь не делают, и школьники от первого до одиннадцатого класса, сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста.

Что же необходимо делать, что бы избежать нарушений осанки?

1. Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Для этого к спинке обычного стула можно привязать толстый-толстый слой пенопласта или поролона, прикрепить на нужном расстоянии лист фанеры и т.д.

2. Чтобы сидеть было еще удобнее, на уровне вершины поясничного лордоза к спинке стула следует прикрепить небольшой мягкий валик. Тогда при опоре на спинку спина сохраняет естественную форму.

3. Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз – 30-35 см. Для проверки можно поставить локоть на стол и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза. Какие ножки у мебели при этом подпиливать, а какие и как удлинять и что подложить на сиденье стула, решать должны родители.

4. Можно не пилить мебель и не возиться с листами фанеры, а купить дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах, у которого вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки.

5. Под ноги подставьте скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе и не поднимались кверху. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямыми углами, бедра – лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела.

6. Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости. Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.

7. Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Грудь должна быть почти вплотную приближена к столу, локти располагаться симметрично и опираться на стол ,тетрадь надо повернуть примерно на 30*, чтобы ребенку не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше. Можно и даже желательно по возможности опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок.

8. Время от времени ребенок должен немного менять позу (в пределах правильной). Через каждые 30-45 минут занятий следует встать и подвигаться 5-10 минут.

9. Следите, чтобы у ребенка не возникла привычка сидя класть ногу на ногу, поворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть боком к столу и т.п. Современное человечество ведет сидячий образ жизни, и привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник, так же необходима и полезна, как привычка чистить зубы. А что еще можно сделать для профилактики нарушений осанки и болезней позвоночника?

10. Полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, пластических веществ, микро- и макроэлементов, витаминов и всего остального, что содержится во вкусной и здоровой пище.

11. Спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с невысокой, желательно специальной ортопедической подушкой. Тогда нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться и во время сна. Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком.

12. После уроков школьнику, особенно ученику младших классов, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы могли расслабиться и отдохнуть.

13. Читать в постели можно, но осторожно. Необходимы хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует.

14. Нельзя носить сумку, даже легкую, на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, а еще лучше носить ранец или модный рюкзачок.

Ребенку необходимо побольше двигаться и хотя бы по 20-30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки - это прекрасно, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. Перечислять, как каждый из видов спорта может повредить позвоночнику, не буду. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы.

Самое-самое главное средство профилактики и самый необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника – это выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это очень трудная задача, не столько для ребенка, сколько для родителей. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях, у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично физически развитого ребенка. Вы такого когда-нибудь видели? Всем остальным (то есть всем детям до одного) необходимо как минимум:

- обеспечить условия для формирования правильной осанки – прежде всего перечисленные выше меры профилактики ее нарушений и хорошее общее физическое развитие;

- знать, что такое правильная осанка, как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;

- сознательно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор – позвоночнику;

- доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

Для любой работы, в том числе для занятий физкультурой и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Как ее обеспечить – уговорами, террором, системой премий и штрафов, - решать родителям. Дети – существа несознательные, и без постоянного родительского контроля хорошей осанки у них не будет

Используемая литература: И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова "Лечебная физкультура: Новейший справочник" 2003г.

Виды нарушений осанки >>>

Категория: Нарушения осанки | Добавил: fiskult-ura (31.01.2007) | Автор: Заикина Татьяна
Просмотров: 8705 | Рейтинг: 4.4 |

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2006