Важный момент при организации занятий лечебной физкультурой – то, что в специальной литературе называют созданием положительного эмоционального фона. Нельзя заниматься своим здоровьем из-под палки. Занятия должны быть интересными, веселыми, доставлять ребенку удовольствие и радость.
Необходимо добиться от детей сознательного отношения к занятиям. Формальное выполнение упражнений снижает их эффективность, иногда во много раз. Лучше один раз – выполнить упражнение правильно, чем десять раз – кое-как. Например, элементарное движение «исходное положение: стоя, поднять руки вверх» дети часто выполняют с полусогнутыми руками и ногами, опущенной головой и обвисшим туловищем. Пользы от такого упражнения почти никакой. А если поднять голову, выпрямиться и потянуться вверх всем телом, ребенок словно вырастает, позвоночник его распрямляется – а к этому мы и стремимся. Кстати, высоко поднятая голова – это не просто техническое требование. При поднятой голове усиливается общий мышечный тонус, улучшается кровоснабжение головного мозга.
При индивидуальных занятиях, в том числе дома, элементы игры необходимы. И чем младше ребенок, тем больше должно быть игровых упражнений и тем больше родителям приходится выполнять обязанности инструктора и партнера. Подросток может заниматься своим здоровьем самостоятельно. Пятилетний малыш даже под мамины команды будет неохотно выполнять «наклоны вперед из исходного положения стоя с поднятыми руками», или «ходьбу на стороне стоп», или «принимать правильную осанку в исходном положении стоя у стены», но с удовольствием станет «рубить дрова», «ходить, как мишка», и играть в стойкого оловянного солдатика.
Для детей постарше есть хороший способ подкрепить мотивацию к тренировкам – сделать достигнутые успехи наглядными. Во время курса занятий следует раз в неделю проводить функциональные пробы – это необходимо и для оценки результатов работы, и для того, чтобы своевременно вносить изменения в содержание занятий. Повесьте на стенку расчерченный лист бумаги и записывайте на нем результаты или изображайте их в виде графика. Например, можно показать, как за время тренировок укрепляется самое «слабое звено» мышечного корсета – брюшной пресс. Результаты еженедельного измерения пробы с поднятыми под углом 45* ногами будут выглядеть так:
1-я неделя – 10 секунд;
2-я неделя – 10 секунд;
3-я неделя – 14 секунд;
4-я неделя – 16 секунд;
….
12-я неделя – 2 минуты 30 секунд.
Используемая литература: И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова Лечебная физкультура. Новейший справочник, «Сова» Санкт-Петербург, «Эксмо» Москва, 2003
<<<Как регулировать нагрузку
Будьте осторожны!>>> |