ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ


Abstract

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF PROBLEM OF YOUNGER PUPILS' SOCIAL ADAPTATION DURING PHYSICAL TRAINING

T.A. Markina, Ph. D., professor

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

Key words: adaptation, younger schoolboys, physical training, personally focused approach, competence

According to the author's opinion the technology of a pedagogical support of children during social adaptation will be carried out most successfully due to the application of methods and means of organization of the psycho-pedagogical influence and stimulation by the teacher: games, competitions, problem pedagogical situations, a support on the personal opinion of the child, the active inclusion of each pupil in all kinds of activity at a lesson, creations of outstripping situations of communicative expedient relations during the educational activity, carried out on the basis of pedagogically controlled modeling of moral-valuable relations by children.

The opportunities of the use of these methods are described in the article


РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кандидат педагогических наук, профессор Т.А. Маркина
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: адаптация, младшие школьники, физическое воспитание, личностно ориентированный подход, компетентность, технология.

Глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире (Е.Е. Данилова). Желание взрослых развить умственные способности детей, их творческую активность за счет раннего начала обучения, интенсивности учебных программ и нагрузок не всегда сочетается с физическими и психическими возможностями младших школьников.

На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андрееева, В.К. Бальсевич, М.Р. Битянова, М.М. Врублевска, Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Л.В. Корель, Л.И. Лубышева, Н.Ю. Синягина, Н.А. Фомин и др.). У психологов и педагогов в последнее время вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих детей попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного и физического развития. К основными факторам, влияющим на негативное состояние психического здоровья ребенка, относятся его неспособность справиться с учебной нагрузкой; авторитарный стиль общения педагогов и как следствие этого неприятие ребенка детским коллективом.

Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации. Результаты комплексных обследований учеников пятых классов средней школы (С.А. Якимчука, С.А. Беличевой, Н.Ю. Синягиной, Н.М. Иовчука и др.) показывают, что у детей при переходе в среднюю школу возникают эмоциональные депрессии и невротические состояния, приводящие к дискомфорту, нарушению взаимоотношений в системах: " личность-общество", "ученик-учитель", "класс-ученик", проявляются вегетативные расстройства, чувство тревожности, наблюдается снижение работоспособности.

Современная школа находится в поиске моделей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности школьников. В настоящее время многие авторы экспериментальных образовательных программ подтверждают необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы любой урок независимо от учебного предмета был уроком, способствующим не только интеллектуальному развитию ребенка, повышению познавательной активности, но и сохранению его физического и психического здоровья.

Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.

В педагогике школы физическая культура рассматривается как одно из средств решения проблемы социальной адаптации младших школьников. Значение роли физического воспитания в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, Л.Д. Глазырина, Ю.В. Гравит, Н.А. Козырева, Т.А. Лопатик, А.П. Матвеев, В.И. Столяров). Физкультурно-спортивная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических и других сторон личности, в том числе, как показали результаты нашего исследования, и на социальное развитие учеников начальной школы. В процессе физкультурно-спортивной деятельности школьник вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых объективное богатство человеческой культуры превращается в субъективное богатство индивида. Адаптация к условиям физкультурно -спортивной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к правилам в процессе труда, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые в учебной деятельности. Исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между успехами учащихся на уроках физкультуры и социальным статусом младшего школьника. Физкультурно-спортивная деятельность, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде. Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры и спорта в процессе социальной адаптации и личностного развития детей младшего школьного возраста с целью преодоления сложной кризисной ситуации, связанной с переходом детей в среднюю школу. Воспитательные возможности физической культуры используются не в полной мере из-за наличия серьезных противоречий между целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как оздоравливающее средство, и ее большими возможностями как средства социального развития школьников; между объективно возрастающими требованиями общества к педагогу как организатору процесса физического воспитания и уровнем его психолого-педагогической компетентности. Усвоение основных элементов образа жизни и деятельности происходит через социализацию личности, через восприятие норм поведения, принятых в данной среде. Большинство учителей физической культуры считают проблему социальной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы актуальной. Анализ программ по физической культуре и методических пособий указывает на то, что существует достаточно объемный методический материал по организации и проведению урока, но психолого -педагогические аспекты руководства социальным развитием детей в процессе физического воспитания не конкретизируются. Молодые преподаватели в процессе решения воспитательных задач не выходят за рамки собственного педагогического опыта, в результате чего вопросы комплексного развития личности превращаются в труднорешаемые дилеммы.

Общей особенностью изученных нами программ по физической культуре является преобладание практической двигательной подготовки. Материал программы дается в основном в четырех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка, контрольные нормативы. В некоторых программах авторы предлагают использовать элементы подвижных и народных игр, сюжетно-ролевых уроков с целью повышения мотивации при обучении двигательным действиям. В современных программах и методических пособиях по физическому воспитанию указывается на необходимость реализации следующих принципов обучения:

1. Непрерывности процесса обучения, который обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием отдельных звеньев программы; содержанием образовательно-развивающей практики на каждом из этапов, технологиями формирования физической культуры в системе общего образования учащихся.

2. Целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования, адаптацию в социокультурной среде.

3. Принципа личностно ориентированного обучения, реализуемого посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств в достижении цели обучения, перевода процесса развития учащихся в режим самоорганизации и саморазвития.

Авторы примерных программ предоставляют учителям физической культуры право самостоятельного построения учебного материала, в котором они могут изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, имеют возможность свободного выбора путей и организационных форм, методов и средств обучения, проявления творческой инициативы. Декларируется право дифференцированного подхода к учащимся, позволяющего избежать перегрузки, повысить мотивацию к занятиям физической культурой, способствующего более полной реализации возможностей каждого из них. Анализируя общеобразовательные программы и учебники последнего десятилетия по физической культуре, можно отметить однозначную тенденцию к расширению и конкретизации задач, направленных на укрепление здоровья школьников, формирование их социальной активности, повышение валеологической грамотности, использование учителем творческого подхода в учебно-воспитательном процессе. Однако авторы не выделяют в физическом воспитании содержательных элементов, имеющих отношение к адаптационной роли физического воспитания, а рассматривают только проблемы совершенствования средств, методов и форм физического воспитания, эффективность которых крайне низка из-за отсутствия комплексной программы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Проведенный анализ особенностей содержания и методики осуществления физического воспитания детей в начальной школе показал, что традиционные формы обучения и современные методические подходы к процессу физкультурного образования не позволяют в полной мере осуществлять процесс социализации личности на уроках физической культуры. Необходимо рациональное сочетание форм, методов и средств традиционного и личностно ориентированного учебно-воспитательного процессов.

Технология педагогической поддержки социальной адаптации детей младшего школьного возраста в процессе занятий физической культурой включает личностно ориентированную концептуальную основу и процессуальную характеристику, предусматривающую опосредованную ориентацию педагогического коллектива школы на социальное развитие детей, определяющуюся индивидуально-личностным подходом в обучении и воспитании. В основе педагогической технологии лежит концептуальное положение современной гуманистической педагогики о тесной взаимосвязи социально -психологического, интеллектуального и физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Т.А. Лопатик, А.С. Макаренко, И.Н. Решетень, Н.Ю. Синягина и др.). При этом все виды воспитания должны осуществляться в единстве (комплексе), так как личность школьника представляет собой целостность и многомерность. Единство воспитательных воздействий должно осуществляться в процесс как учебной, так и внеучебной деятельности. Исследователи выделяют основные компоненты, которые имеют непосредственное отношение к социализации личности школьника, формированию его культуры в процессе физического воспитания: физкультурно -спортивная деятельность-социальная адаптация-физическая культура школьников.

К основным психолого-педагогическим условиям эффективности социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания в рамках гуманистической концепции личностно ориентированного обучения можно отнести:

1. Преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса.

2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника.

3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на "зону ближайшего развития" ребенка при формировании мотивации достижения успеха.

4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания.

5. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников.

6. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.

7. Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.

Личностные особенности педагога младших классов, его культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера оказывают положительное или отрицательное воздействие на личность школьника, так как обучение и воспитание в начальной школе переплетаются особенно тесно. Результаты опроса учителей физической культуры показали, что уроки в начальных классах должны вести учителя, прошедшие специальную подготовку, имеющие необходимую личностную предрасположенность. Уточнены профессионально значимые характеристики личности учителя физической культуры, реализующего личностно ориентированный подход к учебно- воспитательному процессу в начальной школе: включенность в развивающее педагогическое пространство; направленность на успех ребенка; способность организовывать полисубъектные отношения; конгруэнтность личностного и профессионального в педагогической деятельности; личностная позиция педагога в профессиональной деятельности. В совершенствовании процесса социальной, психической и биологической адаптации детей ведущую роль играет целесообразно организованная и содержательно наполненная двигательная активность, реализуемая в физкультурно-спортивную деятельность, в ходе которой осуществляются формирование и развитие всех компонентов личности. В основу технологии адаптации младших школьников в процессе физического воспитанияи как результата этого процесса - продуктивного развития личности учащегося в начальной школе - легла психолого-педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, учеников и педагогического коллектива начальной школы, позволяющая обосновать концепцию личностно ориентированного образования младшего школьника, в том числв в условиях физкультурно-спортивной деятельности. Адаптация при таком подходе предполагает, что младший школьник имеет возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в школе. Существенно расширяется в рамках этой концепции и представление о развивающемся пространстве школьной среды. Цели адаптивной школы состоят: в создании благоприятных условий для самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям; создание модели саморазвивающейся социально -педагогической системы, обеспечивающей уровневую, профильную и общекультурную дифференциацию образования. Такое взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы и входит в понятие "социальная адаптация" (Н.П. Капустин).

Основная идея личностно ориентированного процесса социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания - создание воспитательной системы на принципах взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности учителей в достижении успехов учениками начальной школы по различным предметам. Существенной особенностью формирования самооценки младшего школьника является возможность компенсации одних ее компонентов другими. Ребенок будет искать ту деятельность, то место, где он получит возможность самоутвердиться, обрести положительное эмоциональное самочувствие. Такой деятельностью наряду с остальными, которые преподаются в начальной школе, может стать и физкультурная. Совместная педагогическая деятельность должна строиться на доверии, понимании и сотрудничестве, уважении друг друга и нацелена прежде всего на решение общей задачи реализации психологических и социальных функций личности ребенка.

Основные направления и задачи психолого - педагогического сопровождения социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания

Направления

Задачи

1. Диагностика, прогнозирование и реализация путей индивидуального подхода и дифференциации процесса обучения

Обеспечение возможности выбора субъектом (учащимися и учителями) форм, средств и методов развития личности, корректировка целей, задач и содержания образования

2. Создание условий для саморазвития и самореализации учащихся и учителей в процессе учебного и внеучебного взаимодействия

Формирование социально-педагогической среды, коммуникативно целесообразных отношений

3. Обеспечение базового уровня образования при индивидуальном темпе продвижения учащихся

Развитие личности ребенка на деятельностной основе. Формирование сознательного волевого контроля за движениями

4. Диагностика результатов экспериментальной работы

Коррекция методов, форм, средств и содержания педагогической деятельности учителей в процессе физического воспитания.

Реализация технологии педагогической поддержки процесса адаптации младших школьников в системе физического воспитания предусматривает дифференцированность программного материала: характера и объема нагрузки, средств педагогического воздействия и контроля в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности детей класса.

К основным показателям, определяющим уровень личностного развития ребенка в условиях социальной адаптации, мы отнесли: социально-позиционный статус ученика в классе; характер мотивации и ее положительную направленность; адекватность самооценки; уровень физического развития и физической подготовленности; наличие продуктивных коммуникативно-целесообразных взаимодействий в формальной и неформальной сферах, соответствие уровня развития основных психических процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания) возрастным особенностям школьника, психологической совместимости с учителями, и в частности с учителем физической культуры.

Наиболее успешно технология педагогической поддержки детей в процессе социальной адаптации будет осуществляться за счет применения педагогом следующих методов и средств организации психолого-педагогического воздействия и стимулирования: игры, соревнования, проблемных педагогических ситуаций, опоры на личное мнение ребенка, активного включения каждого ученика во все виды деятельности на уроке, создания опережающих ситуаций коммуникативных целесообразных отношений в процессе учебной деятельности, осуществляемых на основе педагогически управляемого моделирования детьми нравственно-ценностных отношений.

Литература

1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. - М.: Педагогический поиск, 1997.

2. Гравит Ю.В. Педагогические условия социальнойадаптации младших школьников в процессе занятий физической культурой: Автореф. канд. дис. М., 2004.

3. Гравит Ю.В., Маркина Т.А. Повышение педагогической компетентности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Совершенствование подготовки кадров в области ФКиС в условиях модернизации профессионального образования в России / Сб. статей. - М.: СпортАкадемПресс,2003.

4. Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста. - В кн.: Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. - М.: Академия, 1999. - 315 с.

5. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М.: Академия, 2001.

6. Лопатик Т.А. Теоретико-методические основы формирования умений самостоятельного овладения младшими школьниками ценностями физической культуры: Автореф. докт. дис. Минск.1998.

7. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пос. для студентов вузов, обучающихся по специальности 03.31.00 - "Физическая культура". - М.: Академия, 2001.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!